Роль природы в развитии логического мышления и связной речи детей.

Деревья, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, море – все это привлекает внимание детей, радует их и служит источником познавательной деятельности.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку или искусство.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, вроде таких: «от жабы бородавки будут», «раздавишь лягушку – дождь пойдет» и т. п. Такие представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным и уничтожения ими лягушек, ежей, насекомых и др.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые – правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе, основанные на чувственном опыте. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котят). Большой вред детскому здоровью могут нанести ядовитые растения, грибы, по незнанию сорванные или съеденные.

Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» являются экологическая направленность, воспитание разносторонней и гармоничной личности, ориентированной на создание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие сферы чувств, усвоение определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи.

Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Удивительная, уникальная крымская природа дает неисчерпаемый материал для выполнения задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края:
- развивать и поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;
- обогащать представления детей о разнообразии природы ближайшего окружения;
-развивать умение классифицировать живую природу на основе анализа внешних признаков, способов взаимодействия с окружающим миром, питания;
- приобщать детей к посильной практической природоведческой и природоохранной деятельности;
- развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности, ознакомления с художественной литературой о природе, устного народного творчества (загадки, легенды, приметы, пословицы и т. д.);
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам;
- сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания.

Для развития мышления и речи ребенка необходимы богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, то это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Пониманию дошкольников доступны многие причинные, последовательные и временные связи:
причинно-следственные, свидетельствующие об изменении объекта природы вследствие определенной причины (хорошо развитые передние зубы грызунов, покровительственная окраска и т. п.);
последовательные, свидетельствующие о последовательном изменении объекта природы на определенных стадиях развития (лягушачьи детки – головастики не имеют лапок, так как живут в воде, к моменту выхода на сушу у них вырастают лапки и т. п.)
временные, свидетельствующие о совпадении во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (сезонная линька животных, цветение деревьев и вылет насекомых опылителей и т. п.).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.


Давыдова Светлана Алексеевна, педагог высшей категории, воспитатель детского сада. niceall.ru
13:01 07.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стоит прочесть

Как родился замысел сказочной поэмы «Руслан и Людм

Сегодня, когда сказки Пушкина есть почти в каждом доме и безоговорочно считаются золотым наследием р...

Что может произойти, если рухнет евро? Апокалипсис

Итак, представим. В Европе кризис. Греция, а за нею Италия и Испания объявили дефолт. Евро рухнул. О...

Чего хочет вертикаль власти? По гамбургскому счёту

Не знаю, как вы, а лично я думаю, что пора сказать спасибо венцу нашей властной вертикали. Ну судите...

Автомобильное топливо недалёкого будущего. Простой

— Док, зачем ты пихаешь мусор в топливный бак? — Мне нужно хоть какое-то топли...

Как вырастить великолепный корнеплод дайкон?

Дайкон, или японская редька, или байлобо, или китайская редька — корнеплодное растение, п...

История создания шины.

Без колеса нет автомобиля, а кто представляет себе колесо без шины? Кто из нас задумывался, откуда в...

Компьютерная диагностика авто, или еще одна бизнес

   Как странно наблюдать какой фантастической чепухой занимается большинство из нас. Как б...

Новинки на рынке манометров

В некоторых западных странах манометр является обязательным прибором для комплектации новых автомоби...

Какой русский город и когда был столицей Украины?

Города — они как люди. Тоже живые. И у каждого из них — не только своя история...

Гренландия. Какие впечатления ждут туриста на окра

Решение о маршруте на время отпуска созрело спонтанно. Своего рода такой себе «прыжок в сторон...



О портале:

Наш веб-сайт создан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш интернет портал комфортным для чтения.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий тебя вопрос.