Роль природы в развитии логического мышления и связной речи детей.

Деревья, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, море – все это привлекает внимание детей, радует их и служит источником познавательной деятельности.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку или искусство.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, вроде таких: «от жабы бородавки будут», «раздавишь лягушку – дождь пойдет» и т. п. Такие представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным и уничтожения ими лягушек, ежей, насекомых и др.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые – правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе, основанные на чувственном опыте. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котят). Большой вред детскому здоровью могут нанести ядовитые растения, грибы, по незнанию сорванные или съеденные.

Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» являются экологическая направленность, воспитание разносторонней и гармоничной личности, ориентированной на создание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие сферы чувств, усвоение определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи.

Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Удивительная, уникальная крымская природа дает неисчерпаемый материал для выполнения задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края:
- развивать и поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;
- обогащать представления детей о разнообразии природы ближайшего окружения;
-развивать умение классифицировать живую природу на основе анализа внешних признаков, способов взаимодействия с окружающим миром, питания;
- приобщать детей к посильной практической природоведческой и природоохранной деятельности;
- развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности, ознакомления с художественной литературой о природе, устного народного творчества (загадки, легенды, приметы, пословицы и т. д.);
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам;
- сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания.

Для развития мышления и речи ребенка необходимы богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, то это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Пониманию дошкольников доступны многие причинные, последовательные и временные связи:
причинно-следственные, свидетельствующие об изменении объекта природы вследствие определенной причины (хорошо развитые передние зубы грызунов, покровительственная окраска и т. п.);
последовательные, свидетельствующие о последовательном изменении объекта природы на определенных стадиях развития (лягушачьи детки – головастики не имеют лапок, так как живут в воде, к моменту выхода на сушу у них вырастают лапки и т. п.)
временные, свидетельствующие о совпадении во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (сезонная линька животных, цветение деревьев и вылет насекомых опылителей и т. п.).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.


Давыдова Светлана Алексеевна, педагог высшей категории, воспитатель детского сада. niceall.ru
13:01 07.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Самое интересное

Активный отдых: 5 способов хорошо провести время и

Стало холодно, но это совершенно не означает, что о полноценном отдыхе и ярких впечатлениях можно за...

Как не испортить свою кредитную историю?

Еще совсем недавно кредитный рейтинг заемщика был ему самому неизвестен. Но сейчас уже можно узнать,...

Вкусные рецепты: Булочки с клубникой, Свинина по п

Булочки с клубникойКлубнику разморозить. В теплом молоке тщательно растворить дрожжи и 1 чайную ложк...

Самые красивые пляжи мира

В разгар зимы всегда хочется помечтать о белом песке, кокосовых пальмах и бирюзовой воде. Ничто не с...

А в какие мифы о контактных линзах верите вы?

Вы никогда не задумывались над тем, насколько далеко зашел научный прогресс? Ученые придумали какие-...

Визитка стала неотъемлемым элементом фирменного ст

На сегодняшний день визитная карточка является неотъемлемым атрибутом фирменного стиля любой серьезн...

Португалия - любовь навсегда

     Португалия входит в шенгенскую зону, валюта – евро. Время отстает от московского...

Магия запахов и ароматов. Для чего и как ее исполь

Мы живем в мире запахов и ароматов. Через нос вдыхаем воздух, наполненный миллионами запахов, по нер...

Цементация

Сегодняшние условия мирового металлургического рынка держат почти всех субъектов в рамках жесткой ко...

Чего хочет вертикаль власти? От здравоохранения

Вы бывали в медицинских учреждениях Управления делами Президента России? Нет? рекомендую, там очень ...



О портале:

Наш веб-сайт создан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш интернет портал комфортным для чтения.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий тебя вопрос.